Преподаватели: Е.К.Амбамович

Долгое время  учителем русского языка и литературы в СШ № 1, которая на первых порах размещалась в здании бывшей польской гимназии,  работала Абрамович Евгения Кузьминична, человек со сложной, но очень интересной биографией: узница трудового лагеря в Австрии во время того, как Евгения Кузьминична вышла на пенсию, она стала рисовать, создавать картины. Великой Отечественной войны, замечательный учитель, художник- самоучка, автор персональных выставок. Евгения Кузьминична приближается к своему 90-летнему юбилею, продолжает рисовать, читать, размышлять о смысле жизни. Личность этого человека многогранна и уникально, именно поэтому нам хотелось запечатлеть некоторые вехи ее жизненного пути. Встречи и беседы с Евгенией Кузьминичной завершились созданием  небольшого проекта, ей посвященного.
Эпитет “удивительная” в отношении Евгении Кузьминичны выбран не для красного словца. Во- первых, в историю жизни Евгении Кузьминичны вплетены неразрывными нитями веховые страницы истории. Общаясь с ней мы общались  и со временем, таким далёким и другим. Во-вторых, удивительным является и то, как сейчас живёт эта 86- летняя женщина. Живёт одна, заботится о себе сама, старается работать на земле, а всё своё свободное время посвящает созданию картин, которые стала писать после выхода на пенсию!
  Что же руководило нами при создании данной работы, что было её целью? Прежде всего – желание собрать материал о жизни и творчестве Евгении Кузьминичны. Мы очень надеемся, что впоследствии в переизданной книге “Памяць Шчучынскі раён” обязательно появится  статья об этой удивительной женщине, ветеране войны и труда, художнице-самоучке, получавшей высокие похвалы от профессиональных художников с академическим образованием.
Кроме того, мы поставили перед собой задачу систематизировать, описать её творческое наследие Евгении Кузьминичны, выделить его главные идеи. Ощущение преступно быстро убегающего времени активизировало нашу работу.

Но самое главное, за всеми званиями – “ветеран”, “педагог”, “художник” нам хотелось разглядеть человека, его дух, понять истоки жизненной стойкости, поучиться тому, как прожить свою жизнь так, чтобы удары судьбы были не пощечинами, а ступеньками новых способностей к духовному росту. 
Евгения Кузьминична Абрамович, в девичестве Миклашевская,  родилась 18 июля 1923 г. В деревне Смолевичи Минской области. Семья Евгении Кузьминичны жила в своём доме с большим садом в довольно живописной местности. Сад и огород за домом спускались к речке Плиске. За рекой – луг, на котором Евгения Кузьминична не раз пасла домашних животных. Она вспоминает, что любила это делать в одиночестве. Скуки не испытывала, и эти минуты уединения ей нравились. Жила Евгения Кузьминична с отцом, матерью и сестрами.
 « Мой отец, Косьма Осипович Миклашевский, был репрессирован в 1938 г. Отбывал срок  в Средней Азии. Осуждён был за то, что писал аппеляции. В очень раннем возрасте ещё в 1908 г. он уехал в Америку, узнав о революции в 1918 г., вернулся на родину.  Принимал участие в борьбе с белополяками. Потом помогал строить Советскую власть, но, не поладив с ней во время коллективизации и раскулачивания, потерял все, в том числе и работу. Но в скором времени стал простым служащим в народном суде, несмотря на это, знал все законы и помогал простым мужикам, из–за этого был арестован.Вернувшись уже после войны на родину, увидев, что дом пустой, семья разорена, понял, что всё потеряно, и запил.  Так, скитаясь по развалинам, он долго не прожил, умер в 1947 г. Мать, Анна Матвеевна Миклашевская–Шеремет, жила всё время со мной, а потом умерла.Сестричка моя младшая, Эммочка бродила по деревне. Она, этот бедный подранок,  помогала всем, кому могла и чем могла. Была вечно раздетая, разутая, голодная и очень больная. Вот и её уже нет, умерла от ревматоидного артрита.Старшая сестра моя – Клавдия – работала паспортисткой Смолевической немецкой управы. Клавдия была подпольщицей, она обеспечивала паспортами военнопленных, которых даже сама выводила из лагерей. Лагерь размещался в Смолевичах, но помогали и военнопленным из Минского лагеря ».
    Дом Миклашевских на улице Новобазарной был перевалочным пунктом для беглецов – военнопленных. А также были отсталые военнопленные, они оставались у простых людей. Жили до поры, а потом сестра Евгении Кузьминичны уводила их в лагерь. Ходила пешком даже в Минск. «Хорошо запомнились двое. Они, бывшие офицеры, Костя и Ваня. Очень милые ребята. После войны они приезжали, но в пустой дом. » Вскоре из–за провала связи сестре Клавдии пришлось уйти в партизанский отряд. Она стала партизанкой отряда “Коммунар”, который находился на реке Цна, место это называлось “Полит”. Руководил отрядом замполит Долгонёнок. В 1943 г. 5 мая в деревне Липки Плещенического района Клавдия была убита в бое с противником.   После смерти сестры Евгения Кузьминична с мамой оказались под подозрением у оккупационных властей. Начались аресты, обыски, допросы. Евгения Кузьминична вспоминает, что допрашивал её  сам  начальник жандармерии Гер Мюллер. На допросах Евгения Кузьминична и её мама утверждали, что Клавдия поехала к мужу в Вилейку, что она не партизанка. Однако избежать ареста не удалось Евгению Кузьминичну и её мать арестовали. Страшным бедствием для работоспособных молодых людей в то время был угон в «Неметчину». ЕвгенияКузьминична как раз подходила по годам и очень боялась возможного угона. Пришлось даже одно время  скрываться у родственников. Однако 31 августа 1943 г. Евгению Кузьминичну как неблагонадёжную арестовали в деревне Петровичи. Вместе с Евгенией Кузьминичной арестовали ещё трёх человек в тот день. Арестованных доставили в Минскую тюрьму, которая располагалась на улице Володарского. После страшного допроса Евгению Кузьминичну посадили в камеру, расположенную в подвальном помещении, потом перевели на третий этаж.
    Это  была либо 81 , либо 89 камера. Для того, чтобы не потерять счет дням, Евгения Кузьминична процарапывала черточки на стене. Делала это шпилькой из волос. Черточки делала на стене под подписью “Тупик Соня”.
    Соню расстреляли. Так было нацарапано на стене. Тупик Соня  была из Смолевич, она была местной красавицей. Евгения Кузьминична вспоминает, что в тюрьме было очень страшно, условия содержания арестованных были жуткими. В углу  камеры  находилась вонючая параша, куда все ходили по нужде. Людей в камере было много. Спать было очень холодно. Кормили  очень плохо, арестованные голодали. Зарешеченное окно находилось высоко в стене. Арестованные по очереди  заглядывали в него. Нахождение в тюрьме для Евгении Кузьминичны закончилось определением в число тех, кто подлежал вывозу на  принудительные работы в Германию. Трудно дался этот переезд  Евгении Кузьминичне. Везли в вагоне, предназначенном для перевозки скота. 
    У Евгении Кузьминичны в дороге случилось сильное желудочное расстройство, которое настолько её ослабило, что она даже сама не могла передвигаться. Сопровождал их австрийский конвой. Евгения Кузьминична вспоминает, что везли их долго по территории Польши. В местечке Граевне долго сортировали, голых осматривали. Во время сортировки фотографировали, а спустя несколько дней вновь погрузили в вагон с решетками и повезли дальше. Оказалось, что привезли их в Австрию, в город Enzesfeld. Евгению Кузьминичну определили работать в трудовой лагерь. 
                      Работала она на военном амуниционном заводе. Была она разнорабочей. В её обязанности входила уборка цеха, чистка машин, иногда инженер ставил Евгению Кузьминичну работать за копировальную чертёжную доску. Евгения Кузьминична рассказывает, что отношение австралийцев к русским военнопленным было заметно ровнее, чем немцев.Жила Евгения Кузьминична сначала в лагере Енцесорельде, а потом в семейном бараке Витмансдорф. Освобождена была в апреле 1945г. частями Советской Армии. Послеосвобождения Евгения Кузьминична была отправлена в город Будапешт и некоторое время работала там в регистратуре, а затем с первым эшелоном была отправлена на родину.
Возвращаться приходилось и с радостью, и с тревогой: участь младшей сестры была неизвестна. Возвратившись в Смолевичи, Евгения Кузьминична узнала, что её маму, Анну Матвеевну, расстреляли каратели. Вместе с ней было расстреляно 26 человек: это были члены семей партизан. Отец Евгении Кузьминичны вернулся домой после войны, Но долго не прожил – умер. Позже Евгения Кузьминична вышла замуж.
 «Мой муж Абрамович Михаил Фёдорович, родился в 1912 г. в городе Речица. По специальности лесничий. Работал инженером
лесного хозяйства. В 1957 г . заболел. Умер в этом же году. Был очень умным человеком, хорошим семьянином. А заболел он потому, что перенёс плен. Была у него язва желудка. Язва перешла в рак. Оставил он нас очень рано. Меня с маленькими детьми. Так и жили: я работала, дети росли. Вырастила хороших, честных, серьёзных людей».

    Работала Евгения Кузьминична заведующей пункта “Союзпечати”. Затем уехала к мужу. Евгения Кузьминична вспоминает: «Когда я вышла замуж, уехала к мужу в город Мозырь, где муж работал старшим прорабом на строительстве моста через реку Припять. Спустя год он оставил эту работу, и стал работать по специальности. Он был прирожденным лесным работникам». В городе Щучине Евгения Кузьминична работала учителем русского языка и литературы сначала в СШ № 2, затем в СШ №1. Окончила Гродненский педагогический институт по указанной специальности. Работала всегда с увлечением, уроки сочетала с интересной внеклассной деятельностью, вела кукольный театр. Выступления кукольного театра были востребованы не только в школе, но и за её пределами. Не раз ребята становились призёрами различных конкурсов районного и областного масштабов. Евгения Кузьминична сама рисовала декорации к своим спектаклям. Для многих учеников Евгения Кузьминична была любимой учительницей, некоторые из её учеников до сих пор с радостью переступают порог её дома. Одна из её бывших учениц, Алла Федотова, сотрудница районной газеты “Дзянніца”, посветила ей проникновенную статью. “Жывапіс – гэта паэзія, якую бачаць”... 

                          

                 


Комментариев нет:

Отправить комментарий