Польская учительская семинария 1922-1932 гг.



Учительская школа возобновила свою деятельность в Щучине 1 сентября  1922 г. В это время Щучин вошел в состав Польского государства -Второй Речи Посполитой. Польские власти создали в местечке два образовательных учреждения: учительскую семинарию и общеобразовательную школу. Щучинская учительская школа была переименована в учительскую семинарию и готовила учителей для польских общеобразовательных школ.

 Директором семинарии с 1922 по 1932 г. являлся выпускник Московского университета  Флориан Котович. Родился  он в 1888 г. в Москве, окончил математический факультет Московского университета, в первую мировую войну служил  в царской армии в Борисове, Смоленске, Орше и был демобилизован  в 1921  в звании капитана. После демобилизации работал в женской семинарии в г. Гродно, а в 1922 г был направлен в Щучин. Судьба директора семинарии Ф. Котовича сложилась трагично. В 1939 г. он был репрессирован советскими властями и вывезен в Казахстан. В 1942 г. вступил в армию Андерса, воевал в Палестине, Италии. После Второй мировой войны жил в Англии. Умер в 1970 году. 
     О работе семинарии, ее педагогическом коллективе бывшие семинаристы вспоминают с исключительной теплотой. Вот что пишет в своих воспоминаниях А. Янковский: «С первых дней посещения этого учебного заведения создалось впечатление, что учителя и директор – это единомышленники, единый организм, который состоит из взаимоуважения, преданности своему делу и интересам молодежи» [ 3, c.44]. Ф. Котович был человеком больших организаторских способностей. Из воспоминаний другого выпускника А. Стельма видно, что большой пришкольный двор во время открытия семинарии не был огорожен, само здание требовало хорошего ремонта, четыре пришкольных деревянных дома стояли полуразрушенными. Ф. Котович, чувствуя большую ответственность за порученное дело, сделал все возможное, чтобы 1 сентября 1922 г. семинария начала свою работу. Сначала на учебу принимали как юношей, так и девушек, но уже с 1924 года семинария реформировалась в мужскую семинарию. В 1924-1925 учебном году   было только три первых курса, а планировалось пять. В семинарии преподавали все предметы общеобразовательной школы, а также педагогику, психологию. К учителям ученики обращались: «пан профессор». На высоком уровне была поставлена воспитательная работа. С 1926 года под видом борьбы с грубостью было запрещено играть в футбол. Обучение в семинарии официально считалось бесплатным. Более того, по решению педсовета малообеспеченные ученики (их было около 20%) получали стипендию в размере около 60 злотых. Однако на разные нужды ученикам все же приходилось вносить свои взносы, за год получалась довольно солидная сумма — 200 злотых. За эти деньги можно было купить две коровы. Понятно, что такое мог позволить себе далеко не каждый крестьянский сын. Поэтому нередкими были случаи, когда по причине бедности кому-то приходилось прерывать учебу.
С 4 курса семинаристы проходили практику в образцовой 4-х классной школе, которая располагалась в монастыре ( католического ордена пиаров при местном костеле). городские власти выделили школе 40 га земли, доходы с которой позволяли обеспечивать 40% учеников стипендией.
Педагоги отличались высоким уровнем подготовки.Интересной и насыщенной была внеклассная жизнь: существовал 4-х глосый хор, скрипичный оркестр из 30 -ти человек, драматический кружок, спортивные секции. Проходили товарищеские встречи, вечера и другие мероприятия с учащимися из Лиды и других городов.
За время своего существования Щучинская польская семинария подготовила около 400 выпускников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий