Из истории учительской семинарии 1902-1915 гг.

      После разделов Речи Посполитой территория Западной Беларуси оказалась в составе Российской империи. Начались преобразования, которые затронули и сферу образования. После подавления восстания польской шляхты 1830-31 г.г. деятельность католических учебных заведений на Щучинщине ( в том числе известного щучинского коллегиума пияров) была прекращена. Царские власти попробовали создать альтернативные школы. В октябре 1833 г. попечителем Витебского Учебного Округа было принято решение об открытии в Щучине двухклассного русского училища.  На его содержание давали 400 рублей серебром ежегодно. Планировалось сначала открыть училища в Гродно, Новогрудке и Лиде, а когда желающих будет много, тогда и в Щучине. Два учителя, работавших по ланкастерской методике, должны были учить мальчиков дворянского происхождения. Старшим учителем назначили Игната Соловьевича  из Свислочи, а младшим- Антона Королевича. При удачном порядке дел царские власти планировали сделать щучинское училище трехклассным с дополнительным четвертым классом. Но до 1835 г. училище не работало, хотя уже была подготовлена мебель, завезены учебники, два учителя уже жили в местечке и получали жалование. Училище стало работать с конца 30-х г.г. XIX  в. и размещалось на территории бывшего коллегиума пияров. В октябре 1886 г. с целью возобновления женского образования была создана щучинская одноклассная церковно-приходская школа. В 1887 г. ее посещали 24 девочки. В конце XIX  в. стала формироваться и сеть церковно-приходских и народных школ для крестьянских детей. С целью  обеспечения этих учреждений учителями, в Щучине была создана учительская двухклассная школа. Здание школы построили в

 
1902-1903 г.г. во время правления  в Российской империи Николая II в западной части местечка по улице Гродненской ( современная улица Ленина). Именно в этом здании в настоящее время и располагается наша гимназия! 

В то время это было каменное двухэтажное здание. Щучинская учительская двухклассная школа начала свою деятельность в 1904  г. и работала без перерывов до 1915 г., когда была эвакуирована вглубь России  в связи с событиями Первой мировой войны. Заведующим школой являлся щучинский благочинный отец Платон Станкевич. Он преподавал ученикам священную историю, катехизис, Закон Божий. Остальные предметы были распределены между старшим, вторым и третьим учителями. Преподаватели школы имели духовное образование, т.е.были выпускниками духовных семинарий, кандидатами в сан священников. В каждом классе будущие учителя церковно- приходских школ обучались по два года. Всего обучалось около100 человек. Принимали в школу крестьянских детей в возрасте до 20 лет( в редких случаях и более взрослых), которые успешно сдавали вступительные экзамены и имели начальное образование. Контингент поступающих формировался из детей крестьян ближних и отдаленных деревень, приезжали сюда и представители других губерний. Обучение было бесплатным, а вот за проживание в общежитии ученики платили 40-60 рублей каждый год. В эту плату входила оплата питания. В школе изучали арифметику, физику, химию, географию, литературу, грамматику, синтаксис, славянскую грамоту, историю, природоведение, пение и др.  В 1911 г. старшим учителем работал И.М. Шимко. Школа готовила преподавателей начальных классов церковно- приходских школ, однако право на это не давала. Для того, чтобы иметь право преподавания, нужно было дополнительно сдать экзамены перед специально уполномоченной для этой цели комиссией. В случае успешной сдачи – комиссия выдавала диплом. Щучинская учительская школа славилась своим хором. Ученики основательно занимались пением, принимали обязательное участие в церковном хоре и часто организовывали концерты духовной музыки, которые посещали все желающие. При учительской школе работала образцовая церковно- приходская школа, где ученики обучались практически всем предметам. Ее директором тоже был П.Станкевич, а учителем – А.М. Беловенцев. Щучинская  учительская школа (семинария) явилась своеобразной основой, отправной точкой  последующим польским, белорусским и советским учреждениям образования Щучина.



1 комментарий:

  1. Чаму няма ніводнага допісу пабеларуску? Адукацыйная сістэма Беларусі абавязвае ведаць дзьве дзяржаўныя мовы хаця б на базавым узроўні. Мовай тытульнай нацыя зьяўляецца БЕЛАРУСКАЯ (нагадваю). У першую чаргу, як гонар, адукацыйныя ўстановы павінныя пісаць на сваіх публічных інтарнэт старонках, блогах і г.д. у Беларусі пабеларуску. Допісы, публікацыі парасейску (паруску) на афіцыйнам рэсурсе адукацыйнай установы дыскрымінуць беларусаў у іхнім праве на БЕЛАРУСКУЮ мову. Можна зрабіць выснову, што Гімназія г. Шчучына, афіцыйна заяўляе, што базавымі ведамі школьнай праграмы і законамі РБ не валодае.

    ОтветитьУдалить