После разделов Речи Посполитой территория
Западной Беларуси оказалась в составе Российской империи. Начались
преобразования, которые затронули и сферу образования. После подавления
восстания польской шляхты 1830-31 г.г. деятельность католических учебных
заведений на Щучинщине ( в том числе известного щучинского коллегиума пияров)
была прекращена. Царские власти попробовали создать альтернативные школы. В
октябре 1833 г. попечителем Витебского Учебного Округа было принято решение об
открытии в Щучине двухклассного русского училища. На его содержание давали 400 рублей серебром
ежегодно. Планировалось сначала открыть училища в Гродно, Новогрудке и Лиде, а
когда желающих будет много, тогда и в Щучине. Два учителя, работавших по
ланкастерской методике, должны были учить мальчиков дворянского происхождения.
Старшим учителем назначили Игната Соловьевича
из Свислочи, а младшим- Антона Королевича. При удачном порядке дел
царские власти планировали сделать щучинское училище трехклассным с
дополнительным четвертым классом. Но до 1835 г. училище не работало, хотя уже
была подготовлена мебель, завезены учебники, два учителя уже жили в местечке и
получали жалование. Училище стало работать с конца 30-х г.г. XIX в. и размещалось на территории бывшего
коллегиума пияров. В октябре 1886 г. с целью возобновления женского образования
была создана щучинская одноклассная церковно-приходская школа. В 1887 г. ее
посещали 24 девочки. В конце XIX
в. стала формироваться и сеть
церковно-приходских и народных школ для крестьянских детей. С целью обеспечения этих учреждений учителями, в
Щучине была создана учительская
двухклассная школа. Здание школы построили в
В то время это было каменное
двухэтажное здание. Щучинская учительская двухклассная школа начала свою
деятельность в 1904 г. и работала без
перерывов до 1915 г., когда была эвакуирована вглубь России в связи с событиями Первой мировой войны.
Заведующим школой являлся щучинский благочинный отец Платон Станкевич. Он
преподавал ученикам священную историю, катехизис, Закон Божий. Остальные
предметы были распределены между старшим, вторым и третьим учителями. Преподаватели
школы имели духовное образование, т.е.были выпускниками духовных семинарий,
кандидатами в сан священников. В каждом классе будущие учителя церковно-
приходских школ обучались по два года. Всего обучалось около100 человек.
Принимали в школу крестьянских детей в возрасте до 20 лет( в редких случаях и
более взрослых), которые успешно сдавали вступительные экзамены и имели
начальное образование. Контингент поступающих формировался из детей крестьян ближних и отдаленных
деревень, приезжали сюда и представители других губерний. Обучение было
бесплатным, а вот за проживание в общежитии ученики платили 40-60 рублей каждый
год. В эту плату входила оплата питания. В школе изучали арифметику, физику,
химию, географию, литературу, грамматику, синтаксис, славянскую грамоту,
историю, природоведение, пение и др. В
1911 г. старшим учителем работал И.М. Шимко. Школа готовила преподавателей
начальных классов церковно- приходских школ, однако право на это не давала. Для
того, чтобы иметь право преподавания, нужно было дополнительно сдать экзамены
перед специально уполномоченной для этой цели комиссией. В случае успешной
сдачи – комиссия выдавала диплом. Щучинская учительская школа славилась своим
хором. Ученики основательно занимались пением, принимали обязательное участие в
церковном хоре и часто организовывали концерты духовной музыки, которые посещали
все желающие. При учительской школе работала образцовая церковно- приходская
школа, где ученики обучались практически всем предметам. Ее директором тоже был
П.Станкевич, а учителем – А.М. Беловенцев. Щучинская учительская школа (семинария) явилась своеобразной
основой, отправной точкой последующим
польским, белорусским и советским учреждениям образования Щучина.
Чаму няма ніводнага допісу пабеларуску? Адукацыйная сістэма Беларусі абавязвае ведаць дзьве дзяржаўныя мовы хаця б на базавым узроўні. Мовай тытульнай нацыя зьяўляецца БЕЛАРУСКАЯ (нагадваю). У першую чаргу, як гонар, адукацыйныя ўстановы павінныя пісаць на сваіх публічных інтарнэт старонках, блогах і г.д. у Беларусі пабеларуску. Допісы, публікацыі парасейску (паруску) на афіцыйнам рэсурсе адукацыйнай установы дыскрымінуць беларусаў у іхнім праве на БЕЛАРУСКУЮ мову. Можна зрабіць выснову, што Гімназія г. Шчучына, афіцыйна заяўляе, што базавымі ведамі школьнай праграмы і законамі РБ не валодае.
ОтветитьУдалить